Искусство построения диалога – одно из самых непростых умений, которым необходимо овладеть сценаристу. Из-за недостатка информации события фильма могут остаться непонятыми, а избыток информации в диалоге лишает зрителя всякого интереса.
На самом деле кинематограф богат картинами, в которых основной упор сделан на речевых актах героев. Мы предлагаем список 20 фильмов, которые фильммейкеры построили почти исключительно на диалогах персонажей. О визуальной составляющей и актёрском мастерстве тоже не забыли.
Человек с Земли / The Man from Earth (2007)
Автор сценария Джером Биксби; режиссёр Ричард Шенкман
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 8,0
История, снятая полностью в одном помещении, но рассказанная настолько увлекательно, что от экрана не оторваться. На прощальной вечеринке, устроенной по случаю отъезда профессора Олдмэна, собираются его коллеги, вместе проработавшие десять лет. Неожиданно для всех он признаётся, что живёт на Земле уже 14 000 лет и, достигнув 35-летнего возраста, не стареет, поэтому периодически переезжает. Собравшиеся профессора недоумевают, а Олдмэн рассказывает свою фантастическую историю, шокируя своих гостей подробностями о Будде и Иисусе. Умные дискуссии тут неизбежны.
Идеальные незнакомцы / Perfetti sconosciuti (2016)
Авторы сценария Филиппо Болонья, Паоло Костелла, Паоло Дженовезе, Паола Маммини, Роландо Равелло; режиссёр Паоло Дженовезе
Рейтинг на Кинопоиске – 7,5; IMDb – 7,8
Тёплым летним вечером за ужином собираются давние друзья. Без сомнения, сборище приятное, но малоинтересное. Чтобы разнообразить обычный ужин, одному из присутствующих приходит в голову интересная идея: положить мобильные телефоны на стол, чтобы все отвечали на звонки по громкой связи и читали вслух все поступающие сообщения. Стоит ли ожидать сюрпризов, когда все друг друга давно знают? Но безобидная затея оборачивается драматическими разборками. В итоге фильм получился динамичный и философский, подталкивающий к размышлениям о том, нужна ли правда вообще, и насколько мы знаем людей, которые нас окружают.
Откровенное признание / Confidences trop intimes (2003)
Авторы сценария Жером Тонер и Патрис Леконт; режиссёр Патрис Леконт
Рейтинг на Кинопоиске – 6,9; IMDb – 7,1
Анна приходит со своими исповедями к психоаналитику, рассказывает ему о сокровенных желаниях и проблемах в супружеской жизни, не догадываясь, что выслушивает её налоговый аудитор Уильям Фабер, к которому она попала, когда ошиблась дверью. Уильям и рад бы признаться, но его тронула беспомощность Анны, и эта странная связь приводит обоих к переменам во взглядах на жизнь.
Гленгарри Глен Росс / Американцы / Glengarry Glen Ross (1992)
Автор сценария Дэвид Мэмет; режиссёр Джеймс Фоули
Рейтинг на Кинопоиске – 7,5; IMDb – 7,80
Драматический фильм, снятый по пьесе Дэвида Мэмета, о группе отчаянных агентов по недвижимости. Алек Болдуин в роли специалиста по мотивации прибывает из центрального офиса и сулит вознаграждение двум лучшим агентам, а остальных обещает уволить. Ситуация обостряется, когда из офиса исчезает ценная информация с контактами потенциальных клиентов. Под подозрением оказываются все агенты. Блестяще исполнили свои роли Аль Пачино и Джек Леммон, удостоившиеся престижных номинаций и премий.
Десять / Ten / Dah (2002)
Автор сценария и режиссёр Аббас Киаростами
Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 7,5
Фильм иранского кинорежиссёра состоит из десяти эпизодов. В каждом из них женщина-водитель разговаривает с разными попутчиками, которых она подвозит в Тегеране. Среди пассажиров героини её собственный сын, сестра, невеста, проститутка, спешащая к молитве женщина. Соответственно темы для бесед будут разительно меняться, поднимая перед зрителями вопросы, на которые каждый ответит сам.
Телефонная будка / Phone Booth (2002)
Автор сценария Ларри Коэн; режиссёр Джоэл Шумахер
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 7,1
Напряжённый триллер, в котором главный герой – циничный и самовлюблённый рекламный агент Стю Шепард – оказывается заложником телефонной будки. Случайно ответив на звонок, он ввязывается в разговор с неизвестным человеком, который требует, чтобы Стю рассказал правду всем, кого обманывал. В случае отказа неизвестный угрожает подстрелить его из снайперской винтовки и подтверждает угрозу выстрелом. Главного персонажа сыграл Колин Фаррелл, и это одна из его лучших ролей.
Резня / Carnage (2011)
Авторы сценария Ясмина Реза и Роман Полански; режиссёр Роман Полански.
Рейтинг на Кинопоиске – 7,4; IMDb – 7,2
Фильм снят по нашумевшей пьесе Ясмины Реза «Бог резни». Школьники Итан и Закари сильно повздорили, а их родители решили, что должны вмешаться. Для этого Пенелопа (Джоди Фостер) и Майкл Лонгстрит (Джон Рейли) пришли домой к Нэнси (Кейт Уинслет) и Алану Коуэн (Кристоф Вальц). Завязавшийся разговор из размеренного плавно перетекает в громкий скандал с выяснением отношений.
«Резня» служит отличным примером того, как писать диалоги для кино. Почти всё время герои находятся в одном месте – в квартире Пенелопы и Майкла. С каждой репликой мы всё больше узнаём о каждом из четырёх персонажей и их внутрисемейных проблемах, которые, всплывая, нагнетают и без того напряжённую атмосферу. Это замечательная драматическая комедия, которую стоит посмотреть каждому киноману.
Простая формальность / Una pura formalita (1994)
Авторы сценария Джузеппе Торнаторе и Паскаль Киньяр; режиссёр Джузеппе Торнаторе.
Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 7,8
Полицейские арестовывают в лесу известного писателя (Жерар Депардьё), разгуливающего среди ночи в грозу. Далее инспектор (Роман Полански) проводит допрос задержанного, а их разговор – один из лучших диалогов из фильмов 90-х. Писатель не может уяснить, в чём его обвиняют, и не помнит, как оказался в лесу, а подозрительный полицейский играет с ним, выуживая правду.
Шедевральный триллер, не получивший должного признания, держит в напряжении до самого конца. Воспоминания писателя постепенно всплывают и подводят повествование к неожиданной развязке.
Тайны и ложь / Secrets & Lies (1996)
Автор сценария и режиссёр Майк Ли.
Рейтинг на Кинопоиске – 7,4 ; IMDb – 8,0
Этот фильм принёс Майку Ли «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и стал, пожалуй, лучшей работой в его карьере. «Тайны и ложь» – история об успешной женщине Гортенс Камбербэтч (Мэрианн Жан-Батист), которая выросла в приёмной семье, а теперь ищет свою биологическую мать (Бренда Блетин). Ли мастерски использует даже положение камеры, чтобы усилить звучание диалогов, а вместе с потрясающей актёрской игрой эта картина заслуженно считается одной из величайших драм 90-х годов.
Кто боится Вирджинии Вулф? / Who’s Afraid of Virginia Woolf? (1966)
Автор сценария Эрнест Леман; режиссёр Майк Николс.
Рейтинг на Кинопоиске – 7,9; IMDb – 8,10
Первая полнометражная кинокартина Майка Николса основана на пьесе Эдварда Олби. Фильм вошёл в число лучших дебютов в истории кино, завоевав пять премий «Оскар» из тринадцати номинаций и стал кассовым рекордсменом для своего времени.
Элизабет Тейлор и Ричард Бёртон сыграли зависящих друг от друга супругов среднего возраста, чьё общение изобилует словесными баталиями. Он – профессор истории в университете, где ректором работает её отец. Однажды после вечеринки на факультете они приглашают к себе домой молодого преподавателя биологии с женой и ночь, полная алкоголя и шокирующих откровений, превращается в психологический кошмар.
Энни Холл / Annie Hall (1977)
Авторы сценария Вуди Аллен и Маршалл Брикмен; режиссёр Вуди Аллен.
Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 8,1
У нас список фильмов с лучшими диалогами, поэтому без Вуди Аллена не обойтись. Комедия «Энни Холл» удостоилась многих престижных наград, среди которых четыре премии «Оскар». Это, пожалуй, известнейший фильм Аллена и, безусловно, одна из лучших комедий в истории кино.
«Энни Холл» – история об Элви Сингере (Вуди Аллен), дважды разведённом 40-летнем нью-йоркском комике, страдающем неврозами и 15 лет посещающем психоаналитика. В фильме показано, как у него зарождаются отношения с начинающей певицей Энни Холл (Дайан Китон). Смешное и жизненное кино с потрясающими разговорами, в том числе с самим собой.
Клуб «Завтрак» / The Breakfast Club (1985)
Автор сценария и режиссёр Джон Хьюз.
Рейтинг на Кинопоиске – 8,0; IMDb – 7,9
«Клуб „Завтрак“» – классика 80-х и лучший фильм в карьере Джона Хьюза, также известного сценариями к фильмам «Один дома». Главные роли исполнили Молли Рингуолд, Элли Шиди, Эмилио Эстевес, Энтони Майкл Холл и Джадд Нельсон. Они сыграли совершенно отличающихся друг от друга подростков, которые встречаются в субботу в школе и, проведя весь день вместе, начинают замечать, как много у них общего. Этот фильм задал вектор развития англоязычного молодёжного кино и стал культовым в подростковой среде.
Реклама
Закат американской империи / Le déclin de l’empire américain (1986)
Автор сценария и режиссёр Дени Аркан.
Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDb – 7,3
Один из величайших канадских фильмов из 80-х переносит нас в компанию четырёх университетских преподавателей, готовящих ужин в загородном доме, а между делом ведущих разговоры о любви, жизни и похоти. Тем временем четыре женщины, занимаясь оздоровительной гимнастикой в тренажёрном зале, судачат, в общем-то, о том же, а позже все персонажи встречаются за ужином, где совместное общение продолжается. В этом фильме нас ждут выдающиеся экзистенциальные диалоги о взрослой жизни, о том, что мы от неё ждём и что получаем.
Лок / Locke (2013)
Автор сценария и режиссёр Стивен Найт.
Рейтинг на Кинопоиске – 6,8; IMDb – 7,1
Экзистенциальная драма с одним актёром, где Том Харди играет руководителя строительного проекта Айвена Лока. Накануне важного для карьеры дня он получает сообщение, из-за которого вынужден выехать в другой город.
Дома Айвена ждут жена и дети, но он садится в автомобиль, внутри которого проведёт почти весь фильм, и пытается улаживать все дела по телефону. Ему звонят по работе, родные, таинственная женщина. И только из этих телефонных звонков мы узнаём причины поступков Лока и о его прошлых ошибках.
«Лок» – ещё одно доказательство тому, что не нужен огромный бюджет, чтобы снять сильный фильм. Достаточно посадить актёра в машину и чтобы он периодически разговаривал по телефону. Конечно, если этот актёр Том Харди, а реплики прописаны Стивеном Найтом.
Мой ужин с Андре / My Dinner with Andre (1981)
Авторы сценария Андре Грегори и Уоллес Шоун; режиссёр Луи Маль.
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,8
Андре Грегори и Уоллес Шоун не только совместно написали сценарий, но и исполнили главные роли. Два товарища после долгой разлуки встретились за ужином в ресторане на Манхэттене, чтобы поговорить о жизни и смерти, культуре и ценностях, счастье и одиночестве, попутно выясняя, насколько отличаются их взгляды на мир.
«Мой ужин с Андре» – замечательный пример фильма, построенного на диалоге двух персонажей, которые раскрываются для нас с удивительной глубиной, просто разговаривая друг с другом.
Перед рассветом / Before Sunrise (1995)
Авторы сценария Ричард Гир и Ким Кризан; режиссёр Ричард Линклейтер.
Перед закатом / Before Sunset (2004)
Авторы сценария Ричард Линклейтер, Итан Хоук, Жюли Дельпи; режиссёр Ричард Линклейтер.
Перед полуночью / Before Midnight (2013)
Авторы сценария Ричард Линклейтер, Итан Хоук и Жюли Дельпи; режиссёр Ричард Линклейтер.
Рейтинг на Кинопоиске – 7,9; IMDb – 8,1
Трилогия, встреченная одобрительными отзывами критиков и зрителей, следует за 20-летними жизненными перипетиями Джесси (Итан Хоук) и Селин (Жюли Дельпи). Они познакомились в Европе, встретившись в поезде, провели одну ночь в Вене и расстались, чтобы через девять лет снова встретиться во Франции. В последней части трилогии мы узнаём о проблемах, с которыми герои уже столкнулись в браке.
Все три фильма изобилуют блестящими диалогами, начиная с первой ночи до встречи через много лет (особенно разговор в такси, «Перед закатом») и, наконец, когда семейная жизнь переживает кризис, и персонажи пытаются решить свои проблемы.
12 разгневанных мужчин / 12 Angry Men (1957)
Автор сценария Реджинальд Роуз; режиссёр Сидни Люмет
Рейтинг на Кинопоиске – 8,5; IMDb – 8,9
12 присяжных решают судьбу выросшего в трущобах подростка, которого обвиняют в убийстве отца. Старушка-свидетельница утверждает, что видела, как подследственный вонзил нож, а старик, живущий по соседству, говорит, что слышал угрозы и ссору. И только один из 12 присяжных не верит в виновность подростка и заставляет своих коллег пересмотреть улики, чтобы предотвратить судебную ошибку.
«12 разгневанных мужчин» – классика мирового кинематографа и один из величайших юридических фильмов. В настоящее время занимает 5 строчку в списке лучших фильмов всех времён по версии IMDb.
Вечерний экспресс «Сансет Лимитед» / The Sunset Limited (2010)
Автор сценария Кормак МакКарти; режиссёр Томми Ли Джонс
Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 7,4
Фильм снят на основе пьесы Кормака МакКарти и поднимает вопросы, касающиеся смысла и ценности человеческой жизни. Сэмюэл Л. Джексон в роли бывшего заключённого спасает Томми Ли Джонса в роли отчаявшегося профессора, решившего броситься под поезд. Персонажи, обладающие противоположными взглядами на жизнь и религию, вступают в увлекательную философскую дискуссию, пытаясь аргументировать свою точку зрения.
Четыре комнаты / Four Rooms (1995)
Авторы сценария и режиссёры Эллисон Андерс, Александр Рокуэлл, Роберт Родригес, Квентин Тарантино
Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 6,7
Четыре режиссёра сняли по одной новелле, объединённой общим персонажем – портье Тедом (Тим Рот). Каждая история этой чёрной комедии разворачивается одновременно в одном из номеров гостиницы, где в канун Нового года выходит на работу Тед. Переходя из номера в номер, он оказывается перед лицом новых проблем, которые переносит с непоколебимой стойкостью. Среди звёзд, сыгравших разношёрстных постояльцев отеля, Антонио Бандерас, Квентин Тарантино и Брюс Уиллис.
Шёпоты и крики / Viskningar och rop (1972)
Автор сценария и режиссёр Ингмар Бергман
Рейтинг на Кинопоиске – 8,0; IMDb – 8,2
Действие фильма происходит в семейном особняке в конце 19-го века. Женщину, умирающую от рака, посещают её две сестры. Они вместе со служанкой наблюдают, как она доживает последние дни, при этом всплывают их детские воспоминания, подавленные чувства и взаимоотношения героинь обостряются.
После нескольких неудачных экспериментальных фильмов «Шёпоты и крики» принесли режиссёру коммерческий успех и признание критиков. Здесь Бергман активно использует насыщенные цвета, особенно оттенки красного. Фильм получил пять номинаций на премию «Оскар» и собрал десятки престижных наград.
Интересно