В творческом арсенале каждого актера есть роли, которые становятся его визитной карточкой и приносят славу, признание и успех у миллионов зрителей. Для Юрия Никулина такими стали роли в комедиях Гайдая. Однако их могло бы быть больше, если бы актер сам не упустил шанс сыграть в культовых фильмах Рязанова и Гайдая, которые принесли популярность другим актерам, хотя изначально эти роли писались специально под Никулина.
Кадр из фильма *Берегись автомобиля*, 1966
Эльдар Рязанов заранее знал, кто должен был сыграть Деточкина в его комедии «Берегись автомобиля» – сценарий писался под Юрия Никулина. Однако незадолго до начала съемок вдруг выяснилось, что цирк, в котором работал Никулин, уезжает на гастроли за границу на несколько месяцев. Никого, кроме него, в этом образе Рязанов не видел, к тому же актер уже начал учиться вождению специально для этой роли. Режиссер даже обратился к министру, чтобы освободить Никулина от зарубежных гастролей. Но это только усугубило положение.
Фотопробы на роль Юрия Деточкина
Министр не только не помог режиссеру, но и вообще забраковал его идею. В своей книге «Неподведенные итоги» Рязанов рассказывал: «Алексей Владимирович сказал, что сценарий ему показался плохим. В первую очередь в воспитательном смысле. Ведь после выхода подобной картины советские граждане примутся угонять автомобили, фильм будет поощрять дурные инстинкты. Поэтому он не только не станет звонить в «Союзгосцирк», освобождать Никулина от гастролей, но и вообще остановит производство нашей ленты. Под предлогом того, что картина осталась без исполнителя главной роли, Кинокомитет картину «законсервировал».
Олег Ефремов и Иннокентий Смоктуновский в фильме *Берегись автомобиля*, 1966
Тогда Рязанов вместе со своим соавтором Брагинским решили переделать сценарий в повесть и опубликовать ее в журнале «Молодая гвардия». И критики, и читатели встретили ее с восторгом. Литературный успех побудил Рязанова снова прийти на «Мосфильм» с предложением экранизировать повесть. На этот раз разрешение было получено, но тут Никулин снова собрался в заграничную командировку. Рязанов решил не повторять ошибок и не обращаться за помощью к начальству. Он решил: уж лучше фильм выйдет с другими актерами, чем не выйдет вовсе. Кандидатуры Леонида Куравлева и Олега Ефремова режиссер забраковал. Так Иннокентий Смоктуновский получил одну из лучших своих ролей, а Ефремов появился в этом фильме в другом образе – следователя Подберезовикова.
Юрий Никулин на арене цирка
Юрий Никулин на арене цирка
Между цирком и кино Юрий Никулин разрывался почти всю свою творческую жизнь. Из-за работы в цирке он не сыграл и в фильмах Сергея Бондарчука. Он был утвержден на роль капитана Тушина в «Войне и мире» и на роль английского офицера в «Ватерлоо», но снова был вынужден выбирать между кино и цирком и снова сделал выбор в пользу последнего. По другим сведениям, в «Ватерлоо» он не сыграл из-за болезни. И к Бондарчуку попал только с третьей попытки, снявшись в фильме «Они сражались за родину». Отказался Никулин и от главной роли в комедии Георгия Данелии «Тридцать три». Вместо него роль получил Евгений Леонов, который впоследствии стал для этого режиссера своеобразным талисманом – Данелия приглашал его почти во все свои фильмы.
Юрий Никулин на цирковой арене
Знаменитая троица Трус-Балбес-Бывалый
Успех троицы Трус-Бывалый-Балбес после выхода на экраны комедий Гайдая был настолько громким, что в этих же образах их хотели снимать и другие режиссеры. Так, они должны были появиться в «Джентльменах удачи», правда, вместо Моргунова планировали снимать Евгения Леонова. Никулин рассказывал: «Мы с Вициным оставались, но я категорически отказался: если сниматься, то всем троим. К тому же я посчитал, что мы тем самым изменяем Гайдаю. Мы и так два раза выступили у других режиссеров: у Рязанова в фильме «Дайте жалобную книгу» и у Карелова в «Семи стариках и одной девушке», появились в роли тех же персонажей и с той же смещенной психикой. Но там наши эпизоды как-то не покатили, и
Реклама
я понял, что только Гайдай, создавший нашу троицу, мог нас задействовать правильно».
Юрий Никулин и Андрей Миронов в фильме *Бриллиантовая рука*, 1968
Роль Ивана Грозного должен был исполнить Юрий Никулин
Роли управдома Бунши и царя Ивана Грозного в сценарии к фильму «Иван Васильевич меняет профессию» тоже писались исключительно под Никулина. Как раз в это время в журнале «Наука и жизнь» были опубликованы результаты исследований антрополога Михаила Герасимова, занимавшегося реконструкцией внешнего облика царя Ивана Грозного по костям его черепа. Говорят, когда жена Никулина Татьяна увидела этот портрет в журнале, она будто бы сказала: «Ой, а ведь Юра удивительно на него похож!». Вряд ли сходство можно назвать очевидным, но Гайдай действительно в этой роли никого другого не представлял. А после невероятного успеха «Бриллиантовой руки» режиссер рассчитывал на то, что и в новом фильме Никулин снимется в дуэте с Андреем Мироновым, которого Гайдай видел в роли Милославского.
Реконструкция внешнего облика Ивана Грозного
Леонид Гайдай и Юрий Никулин
По поводу причин отказа Никулина от этой роли существует две версии. Согласно первой, это снова случилось из-за занятости в цирке. По второй версии, Никулин не захотел сниматься в фильме по произведению Михаила Булгакова, так как был уверен в том, что его «завернут» и положат «на полку».
Кадр из фильма *Иван Васильевич меняет профессию*, 1973
В результате на главную роль в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» пробовались Евгений Лебедев, Георгий Вицин, но убедительнее других выглядел Евгений Евстигнеев. Именно на его кандидатуре и хотел остановиться Гайдай, но после конфликта на съемочной площадке он отказался от роли. И тогда режиссеру кто-то предложил пригласить Юрия Яковлева, с которым он до этого не работал. Так актер сыграл одну из самых ярких своих ролей. Говорят, позже, посмотрев этот фильм, Юрий Никулин очень жалел об упущенном шансе. А Гайдай больше не снимал его в своих картинах.
Всю жизнь он разрывался между цирком и кино
Интересно