Почему мусульмане разделились на шиитов и суннитов

Шиизм и суннизм – два самых больших течения в исламе. На протяжении столетий они неоднократно втягивались в противостояние товарищ с другом, и не только из-за религиозных разногласий.

Сообразно Всемирной христианской энциклопедии мусульманство исповедуют 1,188 миллиарда человек (19,6 % населения планеты); из них суннитов – 1 биллион (16,6 %); шиитов — 170,1 миллиона (2,8 %); хариджитов — 1,6 миллиона (0,026 %).

Две ветви

Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восход охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник препирательство, кому должна принадлежать духовная и политическая воля в Арабском халифате.

Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства доля верующих считала, что лишь потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, этак как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.

С тех пор за первыми закрепилось наименование «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).

Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том пора как шииты вынуждены были оставаться в тени.

Сунниты — это в первую очередность история таких могущественных государств будто Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя. Шииты – их извечная оппозиция, подчиняющаяся принципу «такия» («благоразумие» и «осмотрительность»). Вплоть до конца XX столетия взаимоотношения двух ветвей ислама обходились без серьезных вооруженных столкновений.

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередность касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книжка для любого верующего мусульманина, однако для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда.

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако отдельный течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Этак у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие будто ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, сообразно которой шииты называют своих аятолл (верующий титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то пора как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами сообразно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В сегодняшнее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Реклама

Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что преходящий брак разрешил пророк Мухаммед во пора одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Однако шиитские проповедники, ссылаясь на одинешенек из аятов, признают временные браки и не ограничивают их число.

Течения

Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет масса течений, заметно разнящихся товарищ от друга.

Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции – растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.

Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.

Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Война последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает чистосердечно террористический характер.

Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Так, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были наружно похожи друг на друга, и потому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, сообразно которой Аллах вселял свою божественную суть в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую правда и благоденствие.

Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции – доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семейство Башара Асада.

Картинки по запросу шииты и сунниты

Интересно

Оставить комментарий